Hagane no Renkin Jutsushi / Fullmetal Alchemist / Стальной алхимик

Алхимия в истории

Общие сведения

Алхимия — средневековое учение о превращениях веществ, активно просуществовавшее вплоть до 17 века. Арабское Al-kîmî происходит либо от слова khame (или khern, chemi, chuma): "Черная (черноземная) страна", Египет; либо от греческого χύμος — жидкость, сок. Ал в начале слова - всего лишь арабский артикль, заимствованный европейцами вместе с самим словом химия.

С тех пор, как знания о веществах получило научную обоснованность и облеклось в формы точного знания, став современной химией, прежним, старинным термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Но дело в том, что больше всего известно об алхимии последнего периода, когда она потеряла много важного и положительного, наработанного в предыдущее время. Алхимики разработали технику крашения тканей и методы изготовления пигментов, умели получать различные сплавы, фальсифицированные под золото и серебро, владели секретами амальгамирования и лакирования.

История

Родиной алхимии считается Древний Египет. Вернее сказать, зародилась она в Александрии в конце IV века до н.э., где греческая натурфилософия соединилась с египетской ремесленной химией. Большая часть тогдашних трактатов касалась подделки благородных металлов и драгоценных камней, а также методов крашения тканей. Превращение одного металла в другой не считалось фантастикой, ведь о металлах судили по их внешнему виду, и порой сплавы принимали за совершенно новый металл. Тогда же алхимики начали зашифровыать свои рецепты, не желая делиться ни с кем "секретами производства". Это стало одной из причин того, что алхимия приобрела черты мистицизма.

В раннехристианскую эпоху алхимия была объявлена ересью и надолго исчезла из Европы. Зато её переняли завоевавшие Египет арабы. Они доработали и расширили теорию превращения металлов, у них же зародилась идея об "эликсире", способном превращать неблагородные металлы в золото. Позднее в Европе эликсир получил название "философский камень" (Lapis Philosophorum). Арабские алхимики разработали методику химического эксперимента, им удалось выделить многие доселе неизвестные вещества; преуспели они и с изготовлении лекарств.

В Европу алхимия пришла в XII веке: церковь по-прежнему считала её ересью, однако европейские властители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвящённым. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов.

Мистические течения в европейской алхимии занимали очень значительное место. Алхимики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки; общее число задач было равно, естественно, семи:

  1. Приготовление Эликсира, или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum);
  2. Создание гомункулуса;
  3. Приготовление алкагеста – универсального растворителя;
  4. Палигенез, или восстановление растений из пепла;
  5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) – магической субстанции, растворяющей золото.
  6. Извлечение квинтэссенции*.
  7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

Европейские алхимики сделали ещё больше открытий в области химии, чем их арабские коллеги. Однако алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований.

Постепенно из алхимии выделилось два рациональных направления: ятрохимия - наука о лекарствах, основоположником которой стал Парацельс, и техническая химия. Со временем эти науки достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Алхимия же просуществовала до конца XVIII века в качестве придворного увлечения, наряду с магией и астрологией.

В XX веке Карл Густав Юнг** в своей работе "Алхимия и психология" обратил внимание на мистико-философскую сторону алхимии, трактуя алхимический символизм как метафору психического роста и развития.

Философский камень

Препарат, который, по мнению алхимиков, должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как, напр., свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром. Алхимики полагали, что процесс превращения "несовершенных металлов" в "совершенный металл" – золото – может быть отождествлён с "излечением" металлов. Поэтому эликсир должен был обладать ещё многими магическими свойствами – исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие.

Парацельс

Немецкий врач и алхимик Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (в современной транскрипции - Хоэнхайм), вошедший в историю под псевдонимом Парацельс (1493-1541) стал основоположником рационального направления в алхимии – ятрохимии (от греческого ιατροσ – врач). В теоретическом отношении Парацельс являлся классическим алхимиком – он разделял древнегреческое учение о четырёх элементах-стихиях и арабскую теорию трёх принципов. Парацельс не был чужд мистике – он занимался поисками эликсира жизни и даже утверждал, будто нашёл его; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункулуса. Однако, подобно Авиценне***, Парацельс негативно относился к идее трансмутации металлов (не отрицая, впрочем, принципиальной возможности трансмутации). Парацельс утверждал, что задача алхимии – изготовление лекарств: "Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства".


* КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia - пятая сущность), основа, самая суть чего-либо; в античной натуральной философии - эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее - тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов (Парацельс).
** ЮНГ Карл Густав (1875-1961) , швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии».
*** ИБН СИНА (латинизир. Авиценна) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 частях) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - много веков была обязательным руководством, в том числе в средневековой Европе.
  
Copyright ©2001-2005 Hiromu Arakawa/Square Enix, BONES, Aniplex.
Статьи и дизайн © Kotofeika
Last update: 01.07.07
Hosted by uCoz